Разработка стратегического плана развития, учитывающего не один - два сценария, а весь спектр вариантов социально-экономической системы региона требует детального согласования (в числах, датах, схемах и т.д.) огромного количества неполной, недоопределенной и часто противоречивой экономической и технологической информации, поступающей с разных уровней системы управления региона. До последнего времени не было информационно-аналитических и коммуникационных систем нужной мощности с такими функциональными характеристиками, которые позволяли бы создавать более или менее адекватные математические модели сложных социально-экономических и технологических систем. Поэтому требование взаимной увязки сценариев развития различных отраслей регионального и федерального хозяйства оказывалось невыполнимым пожеланием.
Состав показателей Стратегии 2020 базируется на официальной статистической отчетности. Органы исполнительной власти Свердловской области испытывают значительные «статистические» трудности. Осознавая всю важность мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области проводил работу по установлению конструктивного взаимодействия со Свердловскстатом. Основная цель взаимодействия: получение своевременной и достоверной информации о состоянии МСП в Свердловской области, включая информацию о количестве субъектов МСП и численности работающих на МСП (по категориям микро-, малые и средние предприятия).
Несмотря на письменные обращения, проведение совещаний представителей Комитета с руководителями Свердловскстата, а также устные переговоры, Свердловскстат не изменил свои подходы к учету субъектов МСП ввиду ввиду жесткости установленного федерального статистического плана, не предполагающего проведения другого статистического анализа. Данные предоставляются только по малым предприятиям - юридическим лицам. Данные по средним предприятиям и микропредприятиям не предоставляются. При этом особенность структуры МСП в Свердловской области такова, что число микропредприятий составляет не менее 90% от общего числа малых предприятий.
Сама концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации по мнению автора статьи «Стратегия развития регионов: теория, практика, новые подходы» Е.П. Смирнова, имеет принципиальные ограничения, которые состоят в следующем:
. недостаток целостности - стратегия должна реально учитывать множество позиций участников регионального развития и быть принята не только на аппаратном уровне, но и элитой региона и страны. Очевидно, такая стратегия подразумевает иную технологию формирования и сопровождения. Сложившаяся мировая практика признает за государством региональную политику, направленную на поддержание, прежде всего, депрессивных и проблемных регионов, при этом стратегия развития благополучных регионов является прерогативой самих регионов.
Активными участниками реализации «Стратегии 2020» должны были стать сами Свердловские предприятия. В этом документе очень много принципов, выполнить которые органы исполнительной власти одни не могут. Для их реализации и органы власти, и хозяйствующие субъекты должны работать вместе и слаженно. Возьмём, например, такие ключевые принципы «Стратегии», как увеличение производительности труда в 4 раза, доведение уровня среднего класса до 60-70 %, повышение энергоэффективности экономики. Разве в силах только органы государственного управления решить эти задачи? На III Съезде промышленников и предпринимателей Свердловской области «Стратегия 2020 - новое качество жизни!» в Нижнем Тагиле руководитель администрации губернатора Свердловской области А.Левин предложил предприятиям самим принимать у себя чёткую стратегию, пошаговый алгоритм того, как они увеличат у себя производительность труда, внедряя энергосберегающее оборудование, увеличат зарплату. Возможно, этот призыв и нашел отклик у представителей бизнес-элиты, однако в стратегическом документе отсутствуют механизмы, позволяющие влиять на постановку задач, генерируемых промышленным комплексом Урала в реализации Стратегии или даже проводить мониторинг этого процесса. Этой проблемы можно было избежать, привлекая к разработке данного документа представителей бизнеса, что, на мой взгляд снизило бы излишнюю декларативность документа, придало бы ему большую реалистичность, сделало бы данный документ реальным ориентиром для бизнес-сообщества.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|