. В условиях недостатка финансовых, кадровых и других ресурсов у государства сам подход к регионам только с позиции руководства и управления не может быть достаточно эффективным. Более эффективной является позиция организации регионального развития, но уже со стороны более сложного «общественно-государственного» позиционера, правда, предполагающая качественно более высокий уровень соорганизации органов госвласти и всех активных центров власти в обществе.
Задачи, принятые в августе 2010 года, носили преимущественно организационный характер и, в основном, решены. Так, разработан ряд новых отраслевых стратегических документов (концепция развития транспортно-логистической системы Свердловской области с перспективой до 2030 года, концепция экологической безопасности, концепция реализации государственной семейной политики, программа развития кооперации). В исполнительных органах государственной власти Свердловской области продолжается разработка стратегий развития видов экономической деятельности, сформированы и работают экспертные группы.
Между тем, с учетом текущей экономической ситуации и прогноза до 2012 года, Министерством экономики и труда проведены расчеты возможных перспектив развития экономики Свердловской области, результаты которых ниже планируемых ранее. Вместо четырехкратного роста (по Стратегии-2020) к 2020 году экономика области вырастет по сравнению с уровнем 2009 года только в 1,6 раза.
По словам председателя правительства Свердловской области Виктора Кокшарова, в условиях мирового финансового кризиса Стратегию-2020 придётся скорректировать, поскольку ближайшие горизонты просматриваются только до 2012 года. Очевидно что, Свердловской области будет сложно соответствовать своей стратегии.
. Концепция не подкреплена в нужной мере механизмами и инструментами ее реализации. В частности, необходимым и фактически главным по смыслу самой концепции условием ее реализации является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации. В то же время, исходя из текста концепции, такая схема не могла появиться ранее 2011 года, вследствие чего вся работа регионов по формированию стратегий, которую планировалось завершить в 2009 году, оказалось лишенной основного механизма, заложенного в концепции. Другой механизм - законотворчество, направленное на закрепление ряда положений концепции, по ряду позиций представляется преждевременным из-за недостатка опыта стратегического планирования в регионах, необоснованность и критическое отношение к ряду положений концепции со стороны экспертного сообщества и региональных элит. Законодательное закрепление слабо проработанных механизмов, требований и ограничений приводит к противоположному от желательного эффекту, особенно в отношении инновационного развития.
. Такой механизм реализации концепции, как БОР, несмотря на значительные усилия и финансовые ресурсы, которые государство затрачивает на его внедрение, представляется нам в той его интерпретации, которая принята в настоящее время, методологически слабо разработанным и потому мало эффективным. Возражение, конечно, вызывает не сама идея необходимости увязки размера выделяемых финансовых средств и полученного результата, а практически безальтернативная установка на оценку результата в виде совокупности в основном количественных показателей (индикаторов) эффективности по принципу «все похерити, что не можно ни взвесить, ни смерити». Такая установка является методологически сомнительной, так как объект не определяется только набором его функций (характеристик). Вероятно, технология БОР может быть эффективна лишь для простых объектов типа бизнеса, где главным результатом деятельности предприятия является прибыль. Для сложных объектов типа общественных образований такой подход может привести к произвольной трансформации действительности и строительству фальш-панелей для оправдания финансовых затрат.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|