Понятие „организация” считается одним из самых употребляемых. Он используется в таких значениях:
— как система, и в частности, как система управления, которая рассматривается как единый организм;
— как стадия процесса управления, предназначенная для создания новой, или реорганизации или ликвидации действующей системы;
— как хозяйствующий субъект и тому подобное.
В широком понимании, понятие „организация” означает определенный порядок, а повышение уровня организованности - благоустройство. Достигнутый порядок можно признать полным, если в нем нашли практическое воплощение четыре аспекта упорядоченности, которые выходят с того, что определены:
а) границы системы, то есть установлено, сколько и какие системообразующие единицы она охватывает;
б) переменные, которые характеризуют единицы, которые образуют систему;
в) установлены допустимые соотношения между возможными количественными значениями переменных путем наложения ограничений на каждую из них;
г) способ действия каждой единицы и схема их взаимодействия.
Для эффективного функционирования современных предприятий необходимы, прежде всего, совершенные внутренние связи. Объединение разных частей предприятия в единственное целое обеспечивается организационной функцией менеджмента [3, c.172].
Системный подход в менеджменте рассматривает организацию как множественное число взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных компонентов, которое обеспечивает целостность организации и её отношение к внешней среде.
Понятие „организация” охватывает такие взаимоувязанные элементы: цель, задание; группирование заданий для определения видов работ; группирование видов работ в соответствующих подразделениях согласно цели организации; делегирование полномочий, деление ответственности и определение количества уровней в иерархии управления; создание организационного климата, который побуждает работников активно работать для достижения цели организации; проектирование системы коммуникаций, способной обеспечить принятие эффективных решений, их контроля и координации; построение единственной организационной системы, которая обеспечивает внутреннее согласование всех элементов организации, адаптацию к изменениям внешней среды.
Состав организационных функций предусматривает три основных фазы, каждая из которых, в свою очередь, тоже состоит из трех этапов (табл.1.1.)
Таблица 1.1. Фазы организационного процесса
Основные фазы организационного процесса |
Функции, которые осуществляются в пределах каждой фазы |
1 Фаза почина (инициирующее) берет начало от первого замысла организации к стадии реального формирования аппарата организации |
а) определение заданий организации; б) определение способов их решения; в) обеспечение осуществления. |
2. Фаза обустройства (координации) длится от начала формирования к текущей деятельности |
а) определение системы необходимых видов деятельности; б) определение состава исполнителей: в) обеспечение стимулирования исполнителей. |
3. Фаза предписания (администрирование) осуществляется в сформированном аппарате за определенными направлениями как текущее руководство деятельностью организации |
а) делегирование полномочий и обязанностей; 6) определение содержания распоряжений; в) обеспечение выполнения распоряжений. |
Организация как функция менеджмента - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общей цели. Следовательно, предварительным условием для создания структуры предприятия является формирование стратегии, а основная цель организационной функции в менеджменте - обеспечить переход от стратегии к структуре.
Практическим результатом выполнения организационной функции является: утверждение структуры производства, структуры органов управления, схемы взаимосвязей между подразделениями; регламентация функций, подфункций, работ и операций, установление прав и обязанностей органов управления и служебных лиц; утверждение положений, инструкций; подбор, расстановка кадров и формирование штатов работников в руководящей и управляемой системах.
|