Понятие организации управления на предприятии

Полномочия объединяют высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность деления и координирования заданий. Средством, с помощью которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование - это передача заданий и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за их выполнение. Делегирование является средством, с помощью которого руководство распределяет среди сотрудников многочисленные задания, которые должны выполняться для достижения цели организации. Если задание не делегируется другим работникам, руководитель вынужден выполнять его сам. Поэтому делегирование - это акт, который превращает человека в руководителя [6, c.110].

Делегирование реализуется лишь в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилие некоторых ее работников на выполнение определенных заданий. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. В организации границы полномочий определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, которые выкладываются в письменном виде или передаются подчиненному устно. Границы полномочий расширяются в направления высших уровней управления организацией.

Различают два типа полномочий: линейные и аппаратные (штабные).

Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от руководителя подчиненному и дальше другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю законную власть для направления своих непосредственных подчиненных на достижение поставленной цели. Руководитель, который владеет линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в установленных организацией, законом или обычаем границах.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Однако во многих ситуациях линейные полномочия не могут обеспечить потребностей организации. Это объясняется количеством и разнообразием функций, которые выполняет административный аппарат в современных организациях. Учитывая особенности этих функций, выделяют три типа штабного аппарата:

— консультативный аппарат (специалисты, привлеченные на постоянной или временной основе для консультирования линейного руководства);

— обслуживающий аппарат (напр., отдел кадров, материально-техническое снабжение, маркетинговые исследования, планирования и тому подобное);

— личный аппарат (разновидность обслуживающего аппарата, который формируется принятием на работу секретаря или помощника).

Основные виды штабных полномочий: рекомендательные полномочия; обязательные согласования; параллельные полномочия; функциональные полномочия; линейные полномочия внутри аппарата.

Перейти на страницу: 1 2