Разработка методических рекомендаций по совершенствованию оценки деловых качеств персонала на предприятии

Актуальность разработки методических рекомендаций по совершенствованию оценки деловых качеств персонала обусловлена всевозрастающими требованиями к персоналу, роли в обеспечении выполнения производственного задания, технически правильной эксплуатации оборудования на телефонной станции.

Каждый сотрудник, прежде всего - человек, обладающий рядом индивидуально-личностных черт и деловых качеств. Наличие или отсутствие тех или иных качеств может определять особенности выполнения деятельности (а также и ее эффективность) тем или иным управленцем.

В этой связи актуальными становятся вопросы проведения психодиагностики индивидуально-психологических особенностей личности сотрудника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда.

Принятие решения об использовании в работе при оценке деловых качеств персонала психологических тестов означает необходимость включения технологической цепочки, состоящей из ряда последовательно реализуемых этапов.

На различных этапах работы используются соответствующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ документации (должностной инструкции), тестирование.

Для того, чтобы раскрыть сущность требований к личности работника, необходимо иметь четкое представление о том, каковы его основные функции, задачи и основные структурные блоки его деятельности.

В результате профессиографического анализа должна быть создана психограмма должности руководителя. Критерием оценки соответствия психологических особенностей кандидатов требованиям должности служит степень развития вышеперечисленных индивидуально-личностных особенностей личности. В связи с тем, что результаты тестирования имеют шкальную оценку “низкий”, “средний” и “высокий” уровень развития качества, предлагается считать необходимым для замещения должности руководителя средний уровень развития выделенных качеств.

Далее на технологическом этапе психологической диагностики должен осуществляться подбор методик под выделенные критерии психологической оценки. Различают следующие типы методик (таблица 3.2.).

Таблица 3.2 Характеристика методик, осуществляемые на технологическом этапе психологической диагностики личности

№ п/п

методика

характеристика

1

объективные тесты

в процессе выполнения испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Как правило, это методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание и пр.);

2

стандартизованные самоотчеты

тесты-опросники, открытые опросники

3

проективные методики

которые задействуют в испытуемом процессы воображения

4

аппаратурные методики

предполагают использование специальной аппаратуры

5

диалогические методики

предполагают непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого.

Для выявления индивидуально-психологических особенностей кандидатов нужно выбирать методики, предоставляющие информацию о профессионально-важных качествах, входящих в психограмму руководителя: объективный тест “Краткий ориентировочный тест (КОТ)” и стандартизованный самоотчет - 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5