Одна из основных задач перехода к рыночной экономике и ее
функционирования - усиление хозяйственной мотивации и стимулов эффективного,
высокопроизводительного труда. От успешного решения этой задачи в огромной мере
будет зависеть формирование необходимого обществу отношения к труду,
использование всех резервов и возможности повышения его производительности.
Актуальность и значимость проблемы повышения эффективности функционирования
мотивационного механизма определяется радикальными преобразованиями
экономической системы общества. За длительный период времени в России
сформировалась деформированная структура производства, не отвечающая реальным
потребностям людей. В практике централизованно устанавливались нормативы,
лимиты, цены, тарифные ставки, оклады и другие показатели. В обществе
сформировался устойчивый стереотип неприятия частной собственности,
предпринимательской деятельности, конкуренции и др. Проводимые реформы
обусловили изменение структуры производства, его спад, снижение жизненного
уровня народа, поляризацию населения по уровню доходов, безработицу, в
результате чего у значительной массы людей сформировалось разочарование
проводимым курсом реформирования экономики. Совершенствование мотивационного
механизма является одним из методов выравнивания и смягчения появившейся
деформации ряда социальных императивов. Концепции и программы перехода к рынку,
независимо от их авторства, предусматривают принятие и осуществление крупных
экономических, политических, правовых и других решений, направленных на
кардинальное изменение структур управления, финансово-кредитной политики, форм
и методов социальной защиты населения и других сторон экономической жизни. При
этом, очевидно предполагается появление у людей мотивов и стимулов, которые
будут способствовать повышению эффективности общественного производства и труда
как основы успешного экономического развития и решения социальных задач. В то
же время все большее число специалистов, как видно из литературных источников,
считают, что человек включается в общественное производство не только из-за
материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.
Исследование методов и направлений трансформации механизма мотивации
труда в формирующейся рыночной среде представляет собой одну из наиболее важных
и сложных задач экономической науки. Это объясняется тем, что в переходный
период прежняя структура производства не может быть быстро перестроена на
основе рыночных механизмов. В экономике идет процесс переосмысления идей,
теорий, методов управления. Формируется новый категорийный и понятийный
аппарат, который не всегда разделяется всеми специалистами, что приводит к
недопониманию или бесплодной дискуссии о терминах. Становление подлинно
рыночного хозяйства и соответствующих ему методов мотивации труда обусловливают
необходимость их осмысления, теоретического обоснования, что невозможно без
критического рассмотрения отечественного опыта и творческого заимствования
зарубежных моделей, категорий, понятий и их адаптации применительно к
российским реалиям.
Несмотря на всю сложность исследования проблемы повышения эффективности
функционирования механизма мотивации труда из-за неопределенности в развитии
новых условий и форм хозяйствования, рассмотрение ее не может откладываться на
более позднее время, когда окончательно сложатся рыночные структуры. Уже на
данном этапе необходимо выявить и проанализировать основные (как позитивные,
так и негативные) тенденции в мотивационных отношениях, в первую очередь
определяющих рост эффективности труда в новых условиях хозяйствования.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально
ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма
мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные
предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных
доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех
реформ является предприятие (фирма), где непосредственно происходит соединение
рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой
деятельности.
Я считаю тему формирования мотивационного механизма актуальной, так как
на сегодняшний день каждая компания стремится получить максимум прибыли при
минимуме издержек, а это невозможно без грамотно подобранных кадров. Но даже
при правильном подборе персонала необходимо не только вызвать интерес у
работников, но и суметь поддержать и развить его. Такой подход, я уверен, при
прочих равных дает максимальный результат. И именно поэтому я выбрал эту тему
темой своей дипломной работы.
Целью дипломной работы является анализ существующего мотивационного
механизма в организации и формирование нового более совершенного мотивационного
механизма.
Задачами моей работы являются:
¨ раскрыть сущность и понятие мотивационного механизма.
Рассмотреть основные теории мотивации и выявить проблемы мотивации в компаниях.
¨ охарактеризовать механизм мотивации, существующий в выбранной
мною организации.
¨ представить и обосновать предложения по совершенствованию
мотивационного механизма в исследуемой мною организации.
Дипломная работа состоит из трех глав, в каждой из которых 3 пункта. В
первой главе я охарактеризовал основные теоретические понятия: мотивационный
механизм, структура мотивационного механизма; рассмотрел методы формирования
мотивационного механизма и раскрыл сущность основных теорий мотивации. Во
второй главе я охарактеризовал деятельность компании, в которой я работаю, и
проанализировал действующую в ней систему мотивации. Третью главу я посвятил
анализу основных проблем мотивации персонала на российских предприятиях, а
также представил механизмы совершенствования мотивации в моей компании.
Теоретические основы формирования мотивационного механизма
|