Мотивация
- это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Мотив
- это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека.
Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа:
1. Возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.).
2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей (купить пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию или загасить эмоции, поступить в ВУЗ или заняться самообразованием и т.п.).
. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути действия, анализ альтернатив, выбор решения и т.п.).
. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Потребности
- это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.
В зависимости от объекта различают материальные (биологические) и духовные (социальные) потребности.
Стимул
- это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
1. Принуждение.
2. Материальное поощрение.
. Моральное поощрение.
. Самоутверждение.
Самоутверждение - самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества, (14. с. 1-2).
В практике управления мотивацией работников компании используют следующие инструменты материального вознаграждения работников:
• заработная плата;
• премии;
• участие в акционерном капитале;
• участие в прибылях;
• комиссионные;
• служебный транспорт;
• предоставление персонального автомобиля с водителем;
• оплата транспортных средств;
• субсидии на питание;
• скидки на покупку товаров предприятия;
• оплата образования;
• оплата повышения квалификации;
• оплата медицинских услуг;
• оплата отдыха;
• страхование жизни работников;
• страхование от несчастных случаев;
• дополнительные пенсии;
• оплачиваемый отпуск;
• предоставление дополнительных выходных дней;
• полная или частичная оплата жилья работников.
Для мотивации работников передовые компании широко используют также инструменты морального вознаграждения работников:
• устная благодарность;
• благодарность в приказе руководителя;
• благодарственное письмо семье работника;
• благодарственный звонок семье работника;
• почетная грамота;
• информация в корпоративных средствах информации;
• фотография на доске почета;
• билеты (абонемент) на концерт, спектакль, спортивное состязание;
• абонемент на посещение бассейна, спортивного зала;
• прием в члены делового клуба;
• приглашение на важные переговоры;
• именной подарок от первого лица компании (авторучка, часы, портфель, органайзер и т.д.). Поздравление с днем рождения, рождением ребенка, свадьбой, юбилеем, круглой датой работы в компании;
• "Знак отличия" (медаль, нагрудный знак, значок фирмы);
• памятный подарок с гравировкой;
• заказное рабочее кресло;
• приглашение на обед с генеральным директором;
• совместные корпоративные праздники вечеринки;
• помощь в устройстве ребенка в детский сад (ясли);
• повышение в должности;
• делегирование полномочий;
• возможность проводить собственные разработки на территории предприятия;
• памятный адрес;
• благодарственный телефонный звонок директора домой подчиненному;
• предоставление отдельного кабинета;
• преподнесение цветов;
• особый титул на месяц (год);
• смена марки автомобиля на более престижную;
• семейная путевка на уик-энд.
(Матиашвили В.М. «Власть и политика в организации», Н.Н., ННГТУ, программа
MBA
, 2007.)
Спроецировав матрицу материального и морального вознаграждения на нашу компанию, получился следующий результат, представленный в таблице 2.11.
Перейти на страницу: 1 2 3
|