Система мотивации сотрудников компании

Мотивация

- это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

Мотив

- это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека.

Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа:

1. Возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.).

2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей (купить пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию или загасить эмоции, поступить в ВУЗ или заняться самообразованием и т.п.).

. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути действия, анализ альтернатив, выбор решения и т.п.).

. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

Потребности

- это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.

В зависимости от объекта различают материальные (биологические) и духовные (социальные) потребности.

Стимул

- это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.

1. Принуждение.

2. Материальное поощрение.

. Моральное поощрение.

. Самоутверждение.

Самоутверждение - самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества, (14. с. 1-2).

В практике управления мотивацией работников компании используют следующие инструменты материального вознаграждения работников:

• заработная плата;

• премии;

• участие в акционерном капитале;

• участие в прибылях;

• комиссионные;

• служебный транспорт;

• предоставление персонального автомобиля с водителем;

• оплата транспортных средств;

• субсидии на питание;

• скидки на покупку товаров предприятия;

• оплата образования;

• оплата повышения квалификации;

• оплата медицинских услуг;

• оплата отдыха;

• страхование жизни работников;

• страхование от несчастных случаев;

• дополнительные пенсии;

• оплачиваемый отпуск;

• предоставление дополнительных выходных дней;

• полная или частичная оплата жилья работников.

Для мотивации работников передовые компании широко используют также инструменты морального вознаграждения работников:

• устная благодарность;

• благодарность в приказе руководителя;

• благодарственное письмо семье работника;

• благодарственный звонок семье работника;

• почетная грамота;

• информация в корпоративных средствах информации;

• фотография на доске почета;

• билеты (абонемент) на концерт, спектакль, спортивное состязание;

• абонемент на посещение бассейна, спортивного зала;

• прием в члены делового клуба;

• приглашение на важные переговоры;

• именной подарок от первого лица компании (авторучка, часы, портфель, органайзер и т.д.). Поздравление с днем рождения, рождением ребенка, свадьбой, юбилеем, круглой датой работы в компании;

• "Знак отличия" (медаль, нагрудный знак, значок фирмы);

• памятный подарок с гравировкой;

• заказное рабочее кресло;

• приглашение на обед с генеральным директором;

• совместные корпоративные праздники вечеринки;

• помощь в устройстве ребенка в детский сад (ясли);

• повышение в должности;

• делегирование полномочий;

• возможность проводить собственные разработки на территории предприятия;

• памятный адрес;

• благодарственный телефонный звонок директора домой подчиненному;

• предоставление отдельного кабинета;

• преподнесение цветов;

• особый титул на месяц (год);

• смена марки автомобиля на более престижную;

• семейная путевка на уик-энд.

(Матиашвили В.М. «Власть и политика в организации», Н.Н., ННГТУ, программа

MBA

, 2007.)

Спроецировав матрицу материального и морального вознаграждения на нашу компанию, получился следующий результат, представленный в таблице 2.11.

Перейти на страницу: 1 2 3