Трудно переоценить роль научно-инновационной деятельности и, особенно, развитие инновационного бизнеса в преодолении экономических трудностей и реформировании экономики в Беларуси. Сегодня непременным условием обеспечения высокой конкурентоспособности товаров на рынке является использование научно-технических инноваций. Опыт как развитых, так и новых индустриальных стран, которые преодолевая связанные с перестройкой экономики кризисы, добились значительных экономических успехов на инновационном пути развития. В этих условиях роль малых инновационных предприятий становится очень важной.
Под научно-техническим предпринимательством понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли путем создания и выпуска инноваций во всех сферах экономики.
Инновационная природа предприятий выражается в поиске новых путей развития уже существующих предприятий или в основании фирм, занимающихся освоением новых продуктов и технологий, способов и направлений производства, поиском новых рынков.
С точки зрения экономики малые научно-технические предприятия (МНТП) являются эффективным инструментом постоянного обновления всех элементов производственного процесса, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции и услуг. Они способны очень динамично и гибко реагировать на изменения как потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы, открывающиеся на базе использования результатов исследований и разработок. Малые инновационные предприятия, как правило, осуществляют инновации, которые на начальном этапе не требуют крупных инвестиций, а также привлечения значительного объема трудовых и материальных ресурсов.
МНТП обеспечивают создание рабочих мест для квалифицированных инициативных специалистов, способных работать в условиях поиска как новых научных решений, так и финансовых возможностей для реализации научно-технических достижений во всех отраслях народного хозяйства. Учитывая значительную роль, которую малое предпринимательство может сыграть в деле активизации инновационной деятельности в регионах, важно проанализировать опыт работы и проблемы действующих малых инновационных предприятий.
Необходимым условием для анализа состояния и тенденций развития научно-инновационного предпринимательства является представительная и надежная информация о количественных параметрах и качественных тенденциях развития МНИП. К сожалению, в Беларуси в официальной статистике практически отсутствуют данные об инновационной деятельности в показателях, отражающих состояние и динамику изменений в этой сфере с течением времени. Однако наличие, характер и результаты этих процессов подтверждают многие данные.
Имеющиеся официальные статистические данные в силу ограниченности и некоторой неопределенности показателей не позволяют дать динамичную картину положения в инновационной сфере, на основе которой можно проводить серьезный анализ, сделать выводы и рекомендации, которые могут быть использованы при разработке решений в республиканских органах управления [18, c. 24].
В Беларуси к научно-технической сфере по основному виду деятельности можно отнести 0,9 % малых предпринимательских структур.
Формирование МНТП происходит следующим образом:
создание новых предприятий инициативными предприимчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;
создание путем «отпочкования» от крупных научно-производственных объединении и научно-исследовательских институтов, которым сложно приспосабливаться крыночным условиям хозяйствования. Такие малые предприятия занимаются в основном модернизацией разработанных в «материнском» фирме разработок;
создание новых структур, как «рыночных дублеров» лаборатории и отделов отраслевых НИИ и промышленных предприятии. Такие предприятия занимаются не только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоемкой продукции в ограниченном объеме;
создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инновации и технологии. Значительную роль такие малые предприятия играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.
Как правило, процесс создания МНТП проходит несколько стадий. На первой стадии группа инженеров-изобретателей, разработчиков или ученых основывают предприятие по производству нового продукта (услуги) или уже освоенного продукта (услуги) по новой технологии. Обычно первоначальный капитал предприятия формируется из собственных и заемных средств и учредители предприятия одновременно являются его основными сотрудниками. В том случае, если проект привлекателен для инвесторов и учредители смогут их в этом убедить, они также вкладывают средства. Такая фирма-новатор по сути является опытно-конструкторской лабораторией, работающей над разработкой 2- 3 нововведений.
На следующем этапе учредителями предприятия разрабатывается экономическая стратегия бизнеса изучается рыночный спрос и проводится подготовка производства. Затем начинается выпуск и продажа новой продукции, опытная партия продастся или распространяется с целью испытания потребителям, причем сбытом продукции, как правило, занимаются сами учредители. На данной стадии основная задача предприятия - завоевание доверия потребителей для получения в будущем более крупных заказов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|