Третья стадия - стадия о гладки технологии и расширения производства, начала промышленного выпуска продукции, предназначенной уже не для конкретного узкого круга потребителей, а для групп потребителей со схожими потребностями. На предприятии начинается процесс формирования подразделения, которое будет заниматься сбытом продукции, и происходит создание организационной структуры.
На четвертом этапе осуществляется освоение новых капиталовложений, которые направлены на улучшение качества продукции, формирование оборотных фондов, расширение рынка сбыта производимой продукции. Происходит быстрый рост предприятия, который ставит проблему координации различных видов ее деятельности, совершенствования организационной структуры. На этой стадии стратегия предприятия в области производства и сбыта определяется запросами потребителей и активностью конкурентов [6, c. 74].
По своей организационной форме подавляющее большинство Белорусских малых инновационных предприятий (МИП) относятся к малым внедренческим фирмам, так называемым венчурам, самостоятельно генерирующим, разрабатывающим и внедряющим свои новшества в производство выпускаемого ими продукта. На рынке Беларуси насчитываются единицы малых компаний «спин-офф», осваивающих и внедряющих перспективные разработки, созданные в стенах крупных научных организаций.
Основными причинами, которые препятствуют широкому развитию инновационного предпринимательства в Республике Беларусь, являются:
Во-первых, белорусское МНТО функционируют на принципах самофинансирования, что не позволяет им по экономическим причинам создавать высококачественный конкурентный инновационный продукт. Это отличает отечественное научно-техническое предпринимательство от классического инновационного предпринимательства, в основе которого лежит система венчурного финансирования, предполагающая предоставление значительных финансовых средств на разработку инновационных проектов, в том числе малым фирмам.
Большой проблемой для малых предприятий инновационного направления является сбыт наукоёмкой продукции. Как правило, МНТО стараются работать в нише импортозамещения. Однако, как отмечает большинство их руководителей, пробиться со своей наукоемкой импортозамещающей продукцией на крупные и средние предприятия Беларуси очень сложно. Эта проблема, следует отметить, характерна не только для инновационных, но и для обычных малых производственных предприятий.
Белорусское малое научно-техническое предприятие (МНТП) имеет численность до 60 человек. Средний возраст руководителей составляет 48-49 лет, учёную степень из них имеют 14%. Как правило руководители малых инновационных компаний являются и их основателями, а также разработчиками инновационных идей, на основе которых создавались и развивались эти компании.
Кроме того, недостаток или недостоверность маркетинговой информации о потребностях белорусских промышленных предприятий в инновационном продукте ведёт к несоответствию разработок, осуществляемых в рамках инновационных проектов малых предприятий, относительно спроса на эту продукцию.
Многие белорусские МНТО в основном размещают свои офисные, производственные и складские помещения на площадях, предоставленных в аренду «материнскими» организациями - НИИ, вузами и технопарками. При этом многие руководители МНТО считает арендную плату неоправданно высокой.
Также серьёзной проблемой для многих из них остаётся недостаточный приток на предприятие молодых способных специалистов, зачастую уходящих после окончания вузов в торговый бизнес, более выгодный в коммерческом плане. В связи с этим на предприятиях МНТО утрачивается научная преемственность кадров. По вышеперечисленным причинам в условиях финансовых, кадровых и информационных проблем большинство руководителей МНТО вообще не видят дальнейших перспектив для развития своих предприятий [18].
В связи с этом можно сделать выводы о том, что для исправления негативных тенденций, имеющих место в малом инновационном бизнесе, для начала следует решить две основные задачи. Во-первых, обеспечить для работы МНТО надлежащие финансовые условия, то есть создать в стране систему венчурного финансирования, в том числе и для малых инновационных фирм, или создать другие виды льготного финансирования инновационных проектов малых предприятий. Во-вторых, обеспечить МНТО получение гарантированного доступа к инновационным разработкам для ведущих белорусских промышленных предприятий.
Решить вышеназванные проблемы вполне позволяет реализация Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
Основные задачи для развития МНТП являются:
стимулирование деятельности субъектов предпринимательства по приоритетным направлениям в наиболее проблемных городах и поселках городского типа, регионах;
создание благоприятной институциональной среды для развития малого и среднего инновационного предпринимательства, создание и развитие инновационной инфраструктуры;
формирование региональной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, в частности развитие сети консультативных, юридических, бухгалтерских, маркетинговых фирм;
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|