Характеристика деятельности малых научно-технических фирм в Беларуси

создание условий для привлечения финансовых средств частных организаций, банков.

Развитие инновационного предпринимательства Республики Беларусь в период 2011-2015 годы намечается обеспечить посредством:

формирования государственного заказа субъектам инновационной инфраструктуры на инкубирование и развитие вновь созданных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства (срок - 2012 год);

предоставления физическим и юридическим лицам, являющимся патентообладателями инновационных ваучеров и грантов на коммерциализацию перспективных объектов интеллектуальной собственности (срок - 2013 год);

расширение доступа к кредитным ресурсам, упрощение их выдачи субъектам малого предпринимательства, создание программ start-up и других;

усиление контроля за реализацией на местном уровне принятых государственных решений по поддержке предпринимательства;

дальнейшее совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, в том числе на базе региональных учреждений образования;

защита прав собственности, развитие рыночных институтов и приватизация, противодействие коррупции;

внедрение в практику новых форм стимулирования приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в сферах производства и оказания социальных услуг;

более широкое использование методов косвенной финансовой помощи (частичное субсидирование разработки бизнес-планов), компенсация части процентных ставок по кредитованию предпринимательства, применение упрощенного механизма гарантирования краткосрочных кредитов, формирование на региональном уровне гарантийных (залоговых) фондов, расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга;

установления ежегодных заданий учреждениям и организациям Национальной академии наук Беларуси и Министерства образования Республики Беларусь по созданию коммерческих организаций (унитарных предприятий и хозяйственных обществ), осуществляющих коммерциализацию перспективных научно-технологических разработок.

Планируется, что к 2016 году численность субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства возрастет в 4 раза к уровню 2010 года.

Развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сфере предусматривает организацию взаимодействия между органами государственного управления всех уровней, некоммерческих объединений предпринимателей и субъектами инновационной инфраструктуры. Площадкой для диалога должен стать Общественный совет при ГКНТ по проблемам инновационного развития Республики Беларусь. В 2011 - 2012 годах в практику взаимодействия органами государственного управления и предпринимательским сектором повсеместно должны быть внедрены такие инструменты частно-государственного партнерства как:

государственный заказ для субъектов инфраструктуры на инкубирование и развитие вновь созданных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;

концессия на использование субъектами инновационной инфраструктуры объектов государственной собственности.

Для реализации комплекса указанных мероприятий предусматривается:

принятие Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве в Республике Беларусь»;

подготовка и утверждение Указом Президента Республики Беларусь Концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Усиление ответственности за выполнение требований законодательства позволит создать систему экономических стимулов для местных органов управления и самоуправления, направленную на увеличение заинтересованности в развитии бизнеса, привлечение субъектов предпринимательства к участию в реализации программ развития регионов.

Для стимулирования выпуска новой продукции целесообразно использовать механизм передачи акций, принадлежащих государству, в доверительное управление юридическим и физическим лицам с правом их выкупа по результатам доверительного управления, что, в свою очередь, должно способствовать повышению эффективности функционирования открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Следует более активно использовать возможности Белорусского инновационного фонда для создания благоприятных условий малому и среднему бизнесу, развитию инновационной деятельности и эффективного функционирования организаций различных форм собственности, разрабатывающих и производящих наукоемкую высокотехнологичную продукцию.

С учетом полученного опыта деятельности Белинфонда за предыдущий период дальнейшее его развитие планируется по следующим направлениям:

расширение его функций и полномочий в части повышения уровня самостоятельности и управления (например, реорганизация Белинфонда в акционерное общество с преимущественной долей государства);

внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 ”О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 79, 1/9570), предусматривающих наделение Белинфонда дополнительной функцией по созданию венчурных фондов;

Перейти на страницу: 1 2 3 4