В табл. 7 показаны методы, используемые при осуществлении первого этапа реорганизационных мероприятий.
Таблица 7 - Методы управления на этапе подготовки организационных изменений
Задачи |
Используемые методы |
Выявление необходимости организационных изменений. |
Анализ изменений - рыночных, технологических, окружающей среды. |
Обеспечение согласия в руководящем звене. |
Обсуждения, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки. Определение целей. |
Обучение группы по организационным изменениям. |
Формирование группы. Создание системы мотиваций и заинтересованности. |
Планирование организационных изменений. |
Создание системы управления изменениями. Проектное управление. |
Этап второй: сбор информации и определение проблем.
Задача данного этапа - выявление продуктов и услуг, ориентированных на потребителя. С этой целью выявляются клиенты, их долгосрочные и текущие потребности; определяются мероприятия, необходимые для успешного выполнения поставленной цели; намечаются виды деятельности. Составляются действующие и перспективные структурные схемы организации, уточняются требуемые ресурсы, объемы и периодичность выпуска продукции и оказания услуг; проводится систематизация процессов организационных изменений.
Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом этапе:
. Каковы главные процессы в деятельности организации?
. Как эти процессы соотносятся с интересами потребителей и поставщиков?
. Каковы стратегические процессы организации?
. Какие процессы должны быть реорганизованы в течение квартала, одного года, свыше одного года?
Принципиально важно тщательно выявить и учесть запросы и пожелания потребителей, запланировать мероприятия, необходимые для выполнения их требований. И главное - обосновать целесообразность конкретных организационных изменений, непосредственно ориентированных на удовлетворение потребительского спроса.
Это касается не только внутренней структуры предприятия, но и обеспечения эффективных и безотказных каналов связи и взаимодействия с поставщиками и потребителями.
Решается также задача моделирования каждого процесса и выявления последствий изменений, определения факторов, способных помешать успешной работе, а также затрат и ожидаемых результатов. Речь идет о том, чтобы ориентировать группу по организационным изменениям на то, чтобы она уделяла внимание в равной мере как намечаемым процессам, так и выполняемым функциям. Должны определяться расходы по каждому виду деятельности, объемы и периодичность операций. Полученная информация используется для ориентировочных расчетов годовых затрат по всем операциям в отдельности и процессу в целом, удельные издержки.
Необходимо взвесить каждый процесс с позиций его воздействия на поставленную цель. Выявляются приоритеты и рассчитывается необходимость в потребляемых ресурсах. Для установления приоритетов используется многосторонний подход, учитывающий время, затраты, трудности и риски в ходе реорганизационных процессов. Когда приоритеты установлены, планируются этапы реализации каждого организационного решения.
|