Актуальность темы исследования. Значимость стратегического управления увеличивается в условиях
повышения нестабильности факторов внешней и внутренней среды, нарастания их
неопределенности. На Западе стратегическое управление становится решающим с
начала постиндустриальной эпохи, которая покончила с эпохой массового
потребления и открыла этап борьбы за индивидуального потребителя, за
совершенствование сбыта на основе прогнозирования и формирования потребностей -
маркетинга.
В начале 80х годов в развитых зарубежных странах происходит
повсеместное внедрение органами государственной власти и местного
самоуправлениям методов стратегического планирования, берущих свои истоки в
бизнес практике.
Искусство стратегического планирования позволило выйти из кризиса
США, Германии, Японии и другим странам, которые в разное время своей истории
пережили его и вышли из кризиса обновленными.
Переход российской экономики к инновационному
социально-ориентированному типу развития предъявляет принципиально новые
требования к системе стратегического планирования и координации действий
органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса. Важнейшая
роль отводится созданию единой системы документов стратегического планирования
развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, которые в совокупности призваны сформировать предсказуемую,
благоприятную среду для планирования и реализации инвестиционных проектов и
программ бизнеса.
Актуальность этой темы признана как руководством нашей страны, так
и представителями бизнеса. Например, в 2010 году заинтересованность в
расширении диалога между всеми участниками процесса стратегического
планирования: федеральными и региональными властями, местным самоуправлением,
инфраструктурными компаниями, институтами развития, бизнес-сообществом, экспертами
по указанным вопросам выразилась в поддержке Правительства РФ и Государственной
Думы РФ инициативы проведения общероссийского Форума «Стратегическое
планирование в регионах и городах России», проведенного 20-21 октября 2010 года
в Санкт-Петербурге, который стал публичной дискуссионной площадкой по вопросам
совершенствования системы стратегического планирования социально-экономического
развития регионов России.
Начиная с 2010 года, стартовал конкурс региональных стратегий и
программ социально-экономического развития среди субъектов Федерации, который
способствует широкому распространению в регионах лучших практик стратегического
планирования, включая развитие современных методов территориального
планирования, выявление и распространение новых успешных подходов в области
привлечения инвестиций, создания условий для развития бизнеса и человеческого
потенциала.
Стратегическое планирование - это мировой общепризнанный
инструмент обеспечения регулирования развития (территории, субъекта РФ,
отдельной отрасли) и консолидации усилия властей и потребности общества.
Большую актуальность эта тема приобрела в свете недавнего утверждения
«Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года».
Степень разработанности проблемы . Вопросы регионального развития, региональной политики достаточно
освещены как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Среди
зарубежных ученых можно выделить У. Изарда, Э. Куклински, Ф. Перу, А. Лёша, Т.
Паландера, А. Предёля, В. Кристаллера, И.Г. фон Тюнена, А. Вебера, Р.Л Акоффа и
др. Существенный вклад в разработку указанных проблем внесли также уральские
ученые, среди которых: Е.Г. Анимица, В.С. Бочко, Н.Ю. Власова, Л.М. Капустина,
Г.А. Ковалева, В.Н. Лаженцев, А.А. Мальцев, О.А. Романова, Н.М. Ратнер, Н.М.
Сурнина, А.И. Татаркин, В.П. Чичканов, М.Д. Шарыгин и другие.
Исходя из проблематики настоящего исследования, в нем уделено
внимание вопросам создания стратегии развития и теории стратегического
планирования экономических систем.
Можно выделить работы таких ученых как И. Ансофф, Д. Хасси, А.А.
Томпсон, А.Дж. Стрикленд, О.С. Виханский и ряда других. Американский ученый
Майкл Москоу один из первых применил стратегическое планирование по отношению к
государственному сектору. В своей монографии «Стратегическое планирование в
бизнесе и управлении», он утверждал, что корпоративная модель стратегического
планирования вполне применима и в административном управлении. С того времени
стратегическое планирование широко используется в органах власти различного
уровня.
Объектом исследования
выступает региональная социально-экономическая система как целостный
социальный, экономический, управленческий организм, встроенный в национальную
экономику. Областью исследования стала Свердловская область - один из
крупнейших по экономическому потенциалу и уровню развития субъектов Российской
Федерации.
Предмет исследования
- тенденции, приоритеты, механизмы разработки и реализации стратегии
регионального развития.
Целью настоящей работы
является выявление методических проблем, связанных с осуществлением
стратегического планирования в органах исполнительной власти Свердловской
области.
При подготовке настоящей работы были поставлены следующие
практические задачи: уточнить категорийно-понятийный аппарат, выявив взаимосвязь
стратегии, стратегического управления и планирования; рассмотреть виды и состав
стратегических планов; описать нормативно-правовую базу стратегического
планирования в региональных органах исполнительной власти; на примере
Свердловской области рассмотреть опыт стратегического планирования в субъектах
РФ и проанализировать соответствие некоторых концептуальных положений доступных
методических материалов, которые используют субъекты Федерации при подготовке
стратегий социально-экономического развития с применением общенаучных методов
сравнительного, статистического анализа, экспертных оценок и другие.
Основа
стратегического планирования
|