Пути совершенствования СМК на ОАО «Нефтеюганский Хлебокомбинат»

До внедрения системы ХАССП, на производстве действовали технические условия, российские ГОСТ, которые позволяли комбинату осуществлять свою деятельность лишь на территории Российской Федерации, не было возможности выхода на зарубежный рынок, вовлечения зарубежных инвесторов, не была совершенна система менеджмента качества, не до конца учитывались требования безопасности и безотходного производства.

С внедрением системы менеджмента качества, основанной на принципах ХАССП, комбинат получил следующие преимущества:

повысилось доверие потребителей к выпускаемой пищевой продукции;

завоеваны новые и расширены существующие рынки сбыта для экспортеров продукции;

возможность удачно конкурировать на рынке;

преимущество в важных тендерах;

поддерживается репутация производителя качественного и безопасного продукта питания;

существенное снизились финансовые издержки, связанные с выпуском некачественной продукции;

обеспечивается системный подход, включающий все параметры безопасности пищевых продуктов, от сырья до конечных потребителей;

экономное использование ресурсов для управления безопасностью;

появление дополнительных возможностей для интеграции с ISO серии 9000.

Недостатками системы ХАССП являются:

слишком большое количество аудитов со стороны;

не широкая возможность выхода на международный рынок;

невысокая степень гармонизации с ИСО 9001;

преобладание выборочного контроля готовой продукции;

- отсутствие подготовки персонала.

Действующая на ОАО «Нефтеюганский Хлебокомбинат» система качества ХАССП является на сегодня эффективной.

. Система менеджмента качества может быть использована как эффективный инструмент не только совершенствования системы управления, но и ее существенной реорганизации. При этом легче и безболезненнее проходит процесс внедрения нововведений на предприятии: за счет использования постановки системы менеджмента качества как «легенды изменений» при проведении реорганизации предприятия достигается существенное снижение сопротивления изменениям со стороны персонала.

Неформальный подход к внедрению систем менеджмента качества, лидерство высшего руководства, вовлечение персонала и привлечение квалифицированных специалистов в области качества помогут российским предприятиям максимально полно использовать возможности, которые заложены в требованиях международных стандартов.

Первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена правления Ивана Грозного. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено Петром I. В 1950-е годы получила распространение саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП). В начале 60-х годов впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова Львовский вариант саратовской системы - система бездефектного труда (СБТ). В 1957 - 1958 гг. впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). В 1963 - 1964 гг. впервые разработана и внедрена на Ярославском моторном заводе система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса). В 1975 году па передовых предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). Большой заслугой Госстандарта в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными, в которых нашел отражение и отечественный опыт по управлению качеством продукции.

США одной из главных задач общенациональной кампании за повышение качества - добиться реализации на деле лозунга «Качество - прежде всего!». Под этим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) - ведущее в стране научно-техническое общество. Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции. В Европе управление качеством продолжало оставаться, по существу, контролем качества. Поэтому ориентируется Европа на основополагающие стандарты ИСО 9000 и ЕМ 29000.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6