Система местного самоуправления, управления муниципальным хозяйством кардинально отличается от той системы управления, которая присутствовала, как уже отмечалось, в недалеком прошлом. Смысл местного самоуправления, в том числе, кроется в производстве и предоставлении населению услуг посредством организации самоуправления населения, организации производства и потребления коллективных благ. Муниципальное хозяйство в определенном смысле представляет собой "акционерное общество", участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплата дивидендов по акциям производится в виде общественно значимых услуг.
Население является одновременно и заказчиком этих услуг, и коллективным собственником. Осуществляется это за счет налогов. Данные услуги оказывают органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения по поручению населения. Соответственно и политика обеспечения кадров должна быть реализована за счет бюджета города. Однако только за счет бюджета города и муниципальных предприятий, учреждений невозможно удовлетворить всю гамму потребностей населения.
Вот почему муниципальное хозяйство рассматривается как совокупность предприятий и учреждений (в том числе и предприятий частного сектора), осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения. То есть сегодня наряду с услугами, предоставляемыми муниципальными предприятиями и учреждениями, их в равной степени предоставляет частный бизнес. Население за счет собственных доходов удовлетворяет потребность в соответствующих услугах, но уже в сфере частного бизнеса, и не учитывать это нельзя. Сфера частного бизнеса в данном случае часть муниципального хозяйства, более того - это сфера домашнего хозяйства. Это уже несколько меняет взгляды на подготовку кадров.
Поэтому должно рассматривать проблему обеспечения кадров в единстве двух подходов.
Качественные кадры для органов местного самоуправления, где отсутствует конкуренция со стороны частного сектора (например, администрация города), и кадровая политика, в том числе подготовка персонала, направленная на сферы муниципального хозяйства, которые подвержены конкуренции. В равной степени уделяя внимание и кадрам муниципальных предприятий и учреждений, и созданию адекватных условий подготовки кадров сферы малого и среднего бизнеса, предоставляющих также общественно значимые услуги. А это несколько иная постановка целей, задач, методов реализации, это иные финансовые ресурсы и их источники. Это иная политика в отношении учебных заведений со стороны муниципалитета, это иная политика и самих учебных заведений.
Понимание необходимости нового видения обеспечения кадров для предприятий муниципального хозяйства позволит добиться необходимого ассортимента, объема, качества предоставляемых населению услуг и решения целого ряда других вытекающих задач.
Другая сторона вопроса о предоставлении общественно значимых услуг: как правильно соизмерить, кто, что, когда, в каком количестве, какого качества будет их предоставлять и как этим процессом должен управлять орган местного самоуправления.
Вторым фактором, который определяет особенности кадровой политики и обеспечения кадров, является специфика муниципального менеджмента как разновидности менеджмента.
Основную тяжесть затрат по реализации общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования, и основным ресурсом являются налоги населения и хозяйствующих субъектов. Главным субъектом управления по удовлетворению потребностей населения выступает орган местного самоуправления, который осуществляет накопление необходимых ресурсов территории, их использование во благо развития территории через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты, а также в качестве полноценного хозяйствующего субъекта.
|