· «Коучинг, в первую очередь, - процесс, основанный на вопросах. Коучи помогают своим клиентам задавать правильные вопросы, находить ответы и в результате достигать своих целей» (Международная Федерация коучинга);
- «Коучинг - стиль менеджмента, стиль управления организацией» (Дж. Уитмор).
Что касается исследований российских ученых в данном направлении, то, как правило, они придерживаются мнения, что коучинг - это стиль менеджмента, способ управления, т.е. они являются сторонниками бизнес-коучинга (в настоящее время коучинг в научном смысле начинает развиваться в среде менеджмента организаций). Примером тому может служить определение, данное Пугачевым В.П.: «Это систематическое (обычно длящееся много месяцев) выяснение руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся, но и возможные в будущем при решении новых задач недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения». Однако даже при таком определении, данный стиль менеджмента не считается основным. Далее по тексту: «Тренерский стиль (или коучинг-стиль) примыкает к кооперативному стилю. Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а скорее служит подготовке сотрудников для последующего использования кооперативного стиля».
Другие ученые полагают, что коучинг есть способ обучения персонала на рабочем месте. Так Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. определяют коучинг как «ежедневную работу менеджера со своим персоналом с целью обучения и повышения квалификации». По нашему мнению, здесь происходит смешивание понятий «коучинг» и «наставничество». Многие до сих пор считают употребление нового термина данью моде. На самом деле, эти понятия не являются синонимами. Наставники используют уже существующие знания или профессиональные навыки, помогают делать карьеру, обучая «правильному» поведению в организации. Самый лучший наставник не способен научить большему, чем знает и умеет сам.
Конечно, истоки коучинга в каком-то смысле лежат и в сфере традиционного наставничества. Однако коуч, используя в т.ч. и «включенное наблюдение», дает помощь клиенту в поиске собственного решения, а не дает решение проблемы за него, т.е. помогает формировании собственных устойчивых моделей профессионального поведения в результате осознанного выбора. Коуч не должен быть экспертом в проблемной области (в отличие от наставника), но он обязательно эксперт в раскрытии возможностей клиента.
По данным открытого опроса на сайте www.profy.ru большинство российских менеджеров все еще ошибочно понимают термин «коучинг» или затрудняются дать его определение. Так 42,6% полагают, что это наставничество, 12,7% - стиль руководства, направленный на развитие, 12,5% - индивидуальное психологическое сопровождение, 5,8% -консультирование, а 22,8% вообще не знают, что это такое.
В ситуации «информационного голода» коучем в России может называться любой, кто таковым себя считает, и каждый вкладывает в этот термин свой смысл. Клиенты же многочисленных коучей, как видно из вышеприведенного опроса, не имеют представления о коучинге.
Ожидания клиента зависит от того, какой миф о коучинге он усвоил, впервые услышав это слово, и в каком контексте он это слово услышал. Мифы создают и сами коучи, поняв это явление по-своему и внеся некоторые личные «уточнения». Из типовых мифов вытекают, соответственно, типовые ожидания. Каковы же основные стереотипные рамки ожиданий относительно коучей и коучинга на российском рынке?
1. Коуч - это личный советник, экспертный консультант по всем или почти всем вопросам. От коуча в этой ситуации ждут советов, готовых мнений, правильных решений. Ответственность за правильность естественно несет коуч;
2. Коучинг - это личное наставничество, состоящее из контроля и внешней мотивации сотрудников компании. Коуч - «палка-погонялка» для ленивого персонала, тот, на кого можно переложить ответственность. Ожидания: будет доносить до персонала то, что нужно руководству, а персонал каким-то чудесным способом вдруг захочет это выполнять. Отвечает за правильность донесения идей руководителя и результат тоже коуч;
3. Коуч - психолог (психоаналитик, психотерапевт), что в массовом сознании почти одно и то же. Ожидания - целый список страхов. Вдруг он узнает больше, чем нужно? Вдруг будет утечка информации? Если я с ним работаю, значит со мной что-то не так. Я что, сам не могу разобраться со своими проблемами? Если он мне помогает, он что - умнее меня?
Если не ввести ясность и не избавиться от мифов, есть опасность, что модное явление может себя дискредитировать. В этой области необходим порядок и определенность до того, как коучинг распространится по всей России.
|