Таким образом коучинг в современном менеджменте представляет собой социальную технологию осуществления партнерства с отдельными сотрудниками и их группами с целью корректировки личностных и профессиональных моделей поведения посредством наблюдения и оценки имеющихся компетенций, выделения тех, которые требуют изменения, определения действий и октант сопровождения для получения желаемого результата.
Для разработки предложений необходимо решение некоторых задач.
Уточним виды коучинга, классифицируем их по различным основаниям, определим условия и ограничения применения коучинга в зависимости от тех или иных обстоятельств или специфических особенностей субъекта / объекта коучинга.
Согласно классификации Международной федерации коучинга выделяют два вида коучинга - личный и деловой. По мнению автора диссертации, весь коучинг всегда личностный, даже когда у менеджера есть деловые проблемы, как показывает опыт, 80% из них зависят от самого человека - его ценностей, потребностей, желаний.
Из учебника М. Перре и У. Бауманна «Клиническая психология» можно узнать, что коучинг можно подразделить на:
1) индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом;
2) руководящий коучинг как управление сотрудниками со стороны руководства, ориентированное на развитие;
3) групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;
4) системный коучинг аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи;
5) вид коучинг в конкретном проекте как особый случай системного коучинга (например, при формировании новой группы).
Максимов В.Е. выделяет также еще два вида коучинга - самокоучинг («помощь в себе в достижении поставленной цели при отсутствии внешнего партнера-коуча, постепенное внедрение философии и техник коучинга в свою жизнь, не исключающее, тем не менее, работу с внешним коучем; «дежурный» инструмент в отсутствии полноценного внешнего коучинга как такового), а также VIP-коучинг (предназначенный «государственным деятелям, служащим высшей группы, политическим деятелям ранга глав администраций районов и городов, депутатам областной Думы и первым лицам (владельцы и директора) предприятий, а также их топ-менеджерам»).
Уточним классификацию коучинга.
1. По количеству участников и используемым технологиямПо уровню задействования технологий коучинга:
· индивидуальный (личностный, жизненный);
· организационный (работа ведется с различными подразделениями - от командной группы, отдела до компании в целом);
· коуч-менеджмент (когда в роли коуча выступает менеджер компании, коучинг используется и признается как форма внутрифирменной коммуникации).
2. Коучинг для организаций в свою очередь можно подразделить взависимости от иерархического уровня и преследуемых целей на:
· индивидуальный коучинг первых лиц;
· индивидуальный или групповой коучинг линейных руководителей и ключевых сотрудников;
· коучинг-консультирование организации;
· обучение руководителей разного уровня коучингу, как стилю менеджмента.
3. По режиму коучинг можно подразделить на:
· лично-дистантный (очно-заочный) коучинг (здесь принципиально важно определить те задачи / ситуации, которые требуют личного участия коуча, поскольку это оказывается непременным условием получения планируемого результата);
· «внешний» коучинг (когда руководству необходимо произвести какие-либо изменения в организации, что всегда вызывает неприятие у достаточно большой части коллектива. Коучинг же позволяет это сопротивление минимизировать и, соответственно, произвести изменения максимально эффективно и с наименьшими потерями);
· «внутренний» коучинг (организованный процесс общения коуч-менеджера с подчиненными. Сотрудники начинают полностью осознавать существующие реалии, их «плюсы» и «минусы», причем не только реалии внешнего мира, но и внутри самого человека, на этой основе подчиненные выбирают максимально эффективные пути решения поставленных перед ними задач и таким образом берут на себя ответственность за качественное их выполнение).
4.По количеству участников коучинг может быть индивидуальным и групповым.
5. По форме:
· личные встречи;
· консультации по телефону;
· переписка по электронной почте.
Предложенная классификация коучинга позволит уточнить направления и проблемы коуч-сессий, систематизировать работу менеджера, действующего в стиле коучинг.
Коучинг является универсальным инструментом формирования делового поведения, к коучингу могут обращаться с самыми разными запросами; от того, как повысить качество жизни в целом до более конкретного и четко сформулированного -построение карьеры, реорганизация фирмы, улучшение отношений с людьми. Стратегически мыслящий руководитель уже понимает, что невозможно двигаться вперед, используя старые модели поведения, что следует использовать новые принципы в своей деятельности.
|