Истоки и предпосылки возникновения менеджмента в стиле коучинг и перспективы его развития

Особенно отчетливо это ограничение проявляется в условиях узкого «технологичного» подхода к управлению персоналом. Менеджеры разных уровней в России все еще уверены в том, что любая проблема решается, если найден нужный способ («калька»). Со временем, однако, обнаруживается, что каждый метод при таком подходе, на самом деле, препятствует возникновению близких взаимоотношений с окружающими, т.е. вызывает эффект, прямо противоположный желаемому.

Наиболее уязвимы в этом отношении методы передачи своим подчиненным определенных чувств. Совершенно бесполезно выражать решительность, увлечение или интерес, если на самом деле реальные чувства далеки от этого.

Хороший менеджер выходит за пределы шаблонной тактики. Изучив множество тактик в ходе своего профессионального развития, он понастоящему преуспеет, лишь забыв о них. Коучинг - наиболее эффективная технология для такого выхода.

В таблице 1.1 приведены основные отличия коучинга от тренинга, профессионального консультирования, наставничества.

Таблица 1.1. Отличия коучинга от консалтинга, тренинга и наставничества

Метод

Цель

Ситуация использования

Ограничения

Тренинг

Приобретение конкретных навыков, иногда - изменение отношения к работе

Когда для эффективного выполнения работы исполнителю не хватает знаний и навыков

Необходимость «перенесения» навыков из аудитории в реальность. Часто (но не всегда) индивидуализированный подход

Профес-сиональное консультирование

Решение задачи через «покупку» этого решения

Когда проблема находится в определенной «экспертной области» и не может быть эффективно решена внутри организации (отсутствуют время, знания и выгоднее купить решение «на стороне»)

Затраты должны быть тщательно просчитаны. Консультантом надо уметь эффективно управлять. Как правило, не происходит (или происходит ограниченно) повышение компетентности клиента в отношении способов решения проблемы

Наставничество

Решение задачи через обмен опытом

Когда внутри организации есть сотрудники, компетентные в решении тех или иных вопросов. Когда необходима передача уже накопленного внутри организации опыта от более опытных к менее опытным сотрудникам

В основном, передаются «готовые» решения. Это редко способствует развитию новых инициатив

Коучинг

Решение задачи через развитие самостоятельности и ответственности за результат у сотрудника

Когда для успеха дела критичны способность сотрудника к новаторству и чувство персональной ответственности за результат

Требует специальных навыков у «коуча». Организация должна поощрять самостоятельность, ответственность и предприимчивость сотрудников

Часто коучинг смешивают и с личностной терапией. Учиться и учить самореализации можно бесконечно, коучинг же ориентирован на достижение результата через раскрытие внутреннего потенциала человека. Каждый руководитель имеет свою уникальную стратегию, благодаря которой уже достиг успеха. Задача коуча сводится к тому, чтобы помочь менеджеру раскрыть свою стратегию, прежде всего, за счет выделения для этого временных и энергетических ресурсов. В коучинге клиент - здоровый человек, за которым не нужно «ходить тенью». Основные различия приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Различия между коучингом и личностной психотерапией

Коучинг

Личностная психотерапия

Модели или парадигмы

Обучение тренировке по системе коучинга Рост деловых, навыков и персональное развитие Семинары по индивидуальному развитию Обучение методикам самообладания и внутренней дисциплины

Медицинская модель и поддерживающие методы лечения (медицинские процедуры и услуги, массаж, работа с энергией тела, психотерапия, психиатрия, управление лечением и т.п.)

Работа с людьми, которые .

Стремятся двигаться к более высокому уровню функционирования; ищут сфокусированности на достижении, стратегию продвижения и осознания своей мотивации; отвечают на вопрос «Каким образом?» нуждаются в проектировании будущего, освоении новых навыков и установлении баланса в жизни; исследуют свои ведущие жизненные ценности, проясняют конкретные цели и ищут пути их достижения

обеспокоены какими-то психологическими проблемами; ищут самопонимания; отвечают на вопросы «Почему?» имеют дело со старыми проблемами, эмоциональной болью или травмами; ищут разрешающую способность и заживление; нуждаются в повышении стрессоустойчивости; нуждаются в эмпатии и поддержке

Подход

Начинается с предпосылки, что клиент - здоровая, целостная, творческая личность Первичный фокус на действиях и будущем Ориентация на решение проблем через действие Работа с сознательным мнением Помощь в идентификации, расположении по приоритетам и выборе путей достижения целей Помощь в изучении новых навыков и инструментальных средств для персонального роста и мастерства Слушание чувств как ключей для включения клиента в действие и ведение клиента к инициации действий Нацеливание клиента на активную позицию Помощь в открытии собственных ценностей и синхронизация действий с этими ценностями Поощрение и анализ практического проявления клиента Советы даются только в областях экспертизы и с разрешения клиента

Начинается с предпосылки, что клиент нуждается в поддержке Работа с психологическими проблемами Фокус на чувствах и истории Ориентация на исследование корней проблем Работа осуществляется по осознанию неосознанного Помощь в решении бессознательных конфликтов Помощь в выражении старой боли и проработке ригидных защитных механизмов Слушание чувств как признаков основной дисфункции и следование за клиентом в исследовании этих чувств Направление клиента в глубокое проживание чувств Помощь во взаимодействии е жизнью с точки зрения реальности Обычно советы не даются

Процесс

Проактивный Сосредоточенный на изучении и развитии потенциала Главные инструментальные средства включают слушание, ответственность, запрос, требование, определение цели и стратегическое планирование Др. инструментальные средства зависят от подготовки коуча-тренера и его экспертных знаний, например, нейролингвистическое программирование, финансовый менеджмент, организационное развитие

Реактивный Сосредоточенный на поддержке и восстановлении функционирования Главные инструментальные средства включают слушание, отражение, конфронтацию, безоговорочное положительное отношение Инструментальные средства зависят от обучения врача, сосредоточение, гипноз

Отношения и структура

Партнерский альянс коуча и клиента Сессии могут быть в формате встречи или по телефону Иногда расходы на коучинг могут относиться к расходам на бизнес

Характер союза, в значительной степени разработанного (назначенного) врачом Встречи проводятся лицом к лицу Расходы часто возмещаются страховкой или относятся к медицинским расходам

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10