Проанализировав имеющиеся трактовки, можно сделать вывод, что в настоящее время коучинг представляют с разных позиций. Нами выделены следующие:
· коучинг как стиль управления сотрудниками, их группами и организацией в целом;
· модель (стиль) руководства и лидерства;
· инструмент создания обучающейся организации;
· консультирование;
· обучение и развитие.
Все эти точки зрения на проблему коучинга имеют «право на жизнь». При всей видимости различий в трактовках, их объединяет одно общее свойство, все авторы определений сходятся во мнении, что коучинг направлен на изменение поведения. В плане бизнескоучинга - это социальная технология формирования и, в случае необходимости, изменения, поведения сотрудника организации, в первую очередь менеджера.
В идеале, управленец должен гармонично сочетать в своей деятельности три стратегии: стратегия предпринимательства, стратегия лидерства, стратегия менеджмента. Предприниматель - человек, способный увидеть и реализовать возможность. Лидер - человек, способный вести за собой других. Менеджер - человек, способный системно организовать движение к цели путем эффективного управления ресурсами. Однако на практике часто встречаются ограничения, сводимые к неразвитости следующих навыков:
1. управления своим поведением;
2. формирования личных ценностей;
3. постановки личных целей;
4. саморазвития;
5. принятия решений;
6. управления собственным мышлением;
7. влияния на людей;
8. руководства людьми;
9. обучения;
10.формирования команд.
Причем, пункты 1-3 и 10 лидируют. «Провалы» в той или иной сфере ведут к недополученным прибылям или слабости конкурентоспособности. Общеизвестен тезис о том, что «сила» или «слабость» компании зависят от качества персонала и качества управления. В этой связи навыки лидерства и формирования команд становятся критически важными, выходят на передний план, дополняя навыки, свойственные предпринимателям.
В одной и той же организации, при одних и тех же условиях, при одинаковых схемах мотивации, можно наблюдать принципиально различную результативность деятельности сотрудников. И дело здесь не в схеме мотивации и даже не столько в квалификации, а в том, что многие люди используют свои наработанные, считающиеся единственно возможными и правильными стратегии поведения.
Как правило, стратегии поведения не выбираются осознанно и не рефлексируются. Люди ведут себя так, как привыкли.
Имеются существенные отличия в работе и поведении владельцев бизнеса, наемных директоров и менеджеров среднего звена. Эта разница определяется различным количеством степеней свободы и уровнем влияния на организацию. По Дж. Уитмору в понятие коучинга включаются только те виды работы, при которых мотиваторами являются самые верхние уровни пирамиды Маслоу (самоуважение и самореализация). Чем больше степеней свободы, тем больше поведение задается такими факторами как смысл, цель, осуществление возможностей. В ситуациях, когда в организациях приходится работать с заданной извне целью, не сопряженной с личностно значимыми целями, можно говорить о других видах индивидуального тренерства, но не о коучинге.
Коучинг является синтезом бизнес-консультирования, тренинга, психологического консультирования, NLP-сессий. Однако при этом коучинг - самостоятельный метод со своей собственной философией, технологией и правилами. Его адекватное применение дает новое качество деятельности, не доступное другим методам.
Коучинг может использоваться как элемент управленческого консалтинга, но не наоборот. В отличие от консультанта, коуч не дает советов, не транслирует собственное мнение, не принимает решений, не дает готовых технологий (как и что нужно делать). Он помогает руководителю осознать его истинные цели, причины удач и неудач и определить направление изменения поведения руководителя и, соответственно, изменения и развития организации. Перед бизнесконсультантом ставится определенная задача, над которой он и работает. В ситуации с коучем реальные задачи выявляются в процессе работы.
Другое важное отличие коучинга от тренинга. Тренинг - один из видов интерактивного (т.е. с активным включением в работу студентов) обучения. Тренинги, как правило, включают в себя ролевые игры, командную/групповую работу, выполнение практических заданий, мозговые штурмы и некоторый объем информации. Когда для достижения результата требуется улучшить определенный навык, тренинг является наилучшим решением. От традиционных форм обучения тренинг отличает минимальное количество теории и упор на практику, отработку конкретных навыков. Однако здесь есть проблема необходимости перенесения навыков из «виртуальной» реальности тренинга в «суровые будни» каждодневного бизнеса. К тому же тренинг имеет ограничение в плане повышения результативности, состоящее в невозможности создания и «отработки» готовых решений, подходящих для всех без исключения ситуаций.
|