Виды организационных структур

Теория менеджмента выделяет два класса организационных структур управления производством:

. Бюрократические структуры.

. Адаптивные структуры.

Бюрократические (механистические) организационные структуры характеризуются высоким уровнем разделения труда, развитой иерархией управления цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по деловым и профессиональным качествам.

Концепция бюрократии (от французского „бюро, канцелярия” или греческого „власть, господства”, букв. - господство канцелярии) была сформулирована немецким социологом Максом Вебером в начале XX ст. и в идеале является одной из самых полезных идей в истории человечества (табл. 3.1). Теория М. Вебера не охватывала описания конкретных организаций и рассматривала бюрократию как некоторую нормативную модель, идеал, к которому должны стремиться организации. Большинство современных организаций являются вариантами бюрократии. Причина такого длительного и широкомасштабного использования бюрократических структур заключается в том, что их характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг, всех видов государственных учреждений (объективность принятия решений, продвижения работников на основе их компетентности, концепция социального равенства и тому подобное).

Таблица 3.1. Характеристики рациональной бюрократии

N

Содержание отдельных характеристик

1.

Четкое разделение труда, который приводит к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности.

2.

Иерархичность управления, при которой каждый низший уровень контролируется высшим и подчиняется ему.

3.

Наличие системы обобщенных формальных правил и стандартов, что обеспечивает однородность выполнения обязанностей.

4.

Объективизм, с которым официальные лица исполняют должностные обязанности.

5.

Найм на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Адаптивные (органические) организационные структуры разрабатываются и внедряются с целью обеспечения возможностей реагировать на изменения внешней среды и внедрять новую наукоемкую технологию [5, c.184].

Начиная с 60-х лет, некоторые организации столкнулись с такой ситуацией, когда внешние условия их деятельности изменялись так быстро, проекты становились настолько сложными, а технология развивалась так бурно, что недостатки бюрократических структур управления начали превышать их позитивные черты. Поэтому организации начали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые учреждаются на целях и предположениях, которые радикально отличаются от положенных в основу бюрократических структур. Однако адаптивные структуры нельзя в любой ситуации считать эффективными по сравнению с бюрократическими.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6