Виды организационных структур

Бюрократические и адаптивные структуры являются крайностями, а реальные структуры реальных организаций находятся между ними и имеют признаки бюрократических и адаптивных структур в разных соотношениях. Кроме того, часто имеем так, что разным подразделам в одной организации свойственные разные структуры. Например, руководство крупной организации использует в производственных подразделах бюрократические структуры, а в научно-исследовательских - адаптивные.

Теория и практика менеджмента произвела большое количество вариантов построения бюрократических организационных структур управления.

Линейный тип организационной структуры управления характеризуется линейными формами связи между звеньями управления и, как следствие, концентрацией всего комплекса функций управления и выработки управленческих действий в одном звене управления.

Суть линейного управления заключается в том, которое возглавляет каждый производственный подраздел руководитель (орган), который осуществляет все функции управления. Каждый работник подраздела непосредственно подчиняется только этому руководителю (органу). В свою очередь, последний является подотчетным высшему органу. Подчиненные выполняют распоряжение только своего без посредственного руководителя. Высший орган (руководитель) не имеет права отдавать распоряжения рабочим, проходя их непосредственного руководителя (то есть реализуется принцип единства руководства). На этой основе создается иерархия данной системы управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия). Отдельные специалисты помогают линейному руководителю собирать и обрабатывать информацию, анализировать хозяйственную деятельность, готовить управленческие решения, но сами указаний и инструкций управляемому объекту не дают (рис. 3.1)

Д - директор, Рук. - руководитель, И - исполнитель

Рис. 3.1. Линейный тип структуры управления

Такая схема подчинения и отчетности - основа линейного управления. При этом звенья линейного управления в целом отвечают звеньям производства, между которыми устанавливаются простые и четкие взаимосвязи.

Таблица 3.2. Преимущества и недостатки линейных организационных структур управления

Преимущества

Недостатки

1. Установление четких и простых связей между подразделами. 2. Единство и четкость распорядительства. 3. Согласованность действий исполнителей. 4. Повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого подраздела. 5. Оперативность в принятии решений. 6. Получение исполнителями связанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами. 7. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подраздела.

1. Высокие требования к руководителю, который должен иметь разносторонние знания и опыт из всех функций управления и сфер деятельности, что, в свою очередь, ограничивает возможности руководителя эффективно управлять организацией. 2. Перегрузка информацией, большой поток документации, множество контактов с подчиненными, высшими и смежными организациями. 3. Отсутствие специалистов из отдельных функций управления. 4. Несоответствие к растущим требований современного производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7